Лямбда-зонд (лямбда, кислородный датчик) — это датчик, установленный в выхлопную систему, который считывает содержание кислорода в выхлопных газах, и подаёт сигнал блоку управления на обогащение или обеднение смеси.Другими словами — регулирует её качество. Если сигнал от датчика отсутствует, то ECU понимает это как слишком бедную смесь и расход топлива может вырости почти в 2 раза, что приведёт к быстрому выходу из строя катализатора , свечей ,модулей зажигания и др.

Первый датчик (перед катализатором) является регулирующим. Он корректирует длительность импульса впрыска, реагируя на количество кислорода в выхлопных газах.

Второй лямбда-зонд (после катализатора) является диагностирующим и служит для отслеживания токсичности выхлопных газов и проблем в работе каталитического нейтрализатора. При правильной смеси, отсутствии утечек вакуума, выхлопных газов, исправных датчиках расхода воздуха, детонации и др, а также при исправном катализаторе- он должен выдавать сигнал, отличающийся от первого, регулирующего датчика.
Если сигналы обеих лямбда-зондов становятся примерно одинаковыми- контроллер выдает ошибку p0420 (низкая производительность катализатора).

Однако, причины возникновения этой ошибки могут лежать глубже, чем неисправный катализатор, и даже после замены катализатора, если не устранена скрытая причина нарушения качества смеси , ошибка может появляться вновь.

При пропусках зажигания, небольших утечках вакуума на входе, выхлопных газов перед 1м зондом, неправильно работающих других датчиках и исполнительных механизмов- происходит переобогащение смеси, которое первый зонд никак не может отрегулировать до разумных пределов, смесь сгорает в катализаторе, чем выводит его из строя.

Кислородный датчик — деталь неремонтопригодная и подлежит только замене.